Volume: 2, Issue: 1

1/04/2010

Соуправление детей и взрослых как условие повышения качества школьной жизни
Крылова Н.Б. [about]

Демократические нормы сотрудничества педагога и ребенка

Характер воспитания в школе напрямую связан с укладом, а уклад развивается по своим внутренним законам. Только в научном сознании можно классифицировать «типы», «системы» и «модели» на основе выбранных исследователем принципов, в реальной жизни особенности уклада разных школ складываются на других, не теоретических, основаниях, определяясь частотой тех или иных, порой случайных, событий и ситуаций жизни.

Сравнивая различные модели воспитания, задаёшься вопросом: почему наиболее яркие образцы открытого школьного уклада редко переносятся в практику и остаются для массовой школы лишь классическими примерами; почему студенты, изучив их и получив зачеты, редко применяют на практике? Почему доказательства природосообразности образцов, адекватности их бытию детства не становятся аргументом для широкого использования в системе нашего образования? Возможно, они требуют от педагогов каких-то особых способностей или педагоги недостаточно мотивированы, а управленцы не хотят отказываться от своих организационных установок?

Что же такое особое есть в опыте зарубежной и отечественной гуманной, понимающей педагогики и ее лучших представителей – Дьюи, Френе, Монтессори, Корчака, Нилла, Щацкого, Сухомлинского? И что особенного в идеях педагогов-новаторов 80-90-х или Соловейчика, «Педагогику для всех» которого более десяти лет не публиковали? Разве что-то исключительное проповедует Амонашвили? Массовая же школа – как стояла, так и стоит, почти не меняя своей сути, а лишь приспосабливаясь к новым условиям образовательной политики.

Взаимодействие педагога с ребенком лежит не в плоскости однотипных приемов воспитательного воздействия, а в пространстве решения конкретных задач нравственного, экзистенциального общения с детьми на основе их самоопределения и принятия этого самоопределения взрослым. Вот первая принципиальная особенность гуманной педагогики, которая в существующих условиях может обеспечиваться далеко не в каждой школе.

Общение и сотрудничество взрослого с каждым ребенком, чтобы преобразоваться в воспитание, должно быть индивидуально нацеленным и построенным. Здесь у педагога реальная цель – обеспечить средствами образования саморазвитие каждого ребенка, выросшего на его жизненном опыте и индивидуальных культурных практиках. В этом вторая особенность гуманной, понимающей педагогики.

Отчасти здесь кроется одна из причин, почему открытые модели школьного уклада не совмещаются с директивностью требований вышестоящих организаций и с системой, предписывающей стандартное построение уроков, типовые классные часы и учебный план, регулярные проверки и всеобщую отчетность. Часто система так адаптирует авторские открытые модели, что они теряют свой глубокий первоначальный смысл. Такова судьба идей многих творчески мыслящих педагогов: лучший способ борьбы с инновациями – вставить их в консервативный контекст системы и интерпретировать традиционно.

Стало распространяться мнение, что идеи свободного воспитания оказались якобы несостоятельными, что мы не доросли до открытой школы и ее демократического уклада, потому что нет у нас действующего гражданского общества, хотя всё это – большая натяжка. Учителя потому часто разводят по разные стороны свободу и контроль, демократизм отношений «педагог – ребенок» и ответственность, что не видят очевидного: свободе надо противопоставлять не анархию, а принуждение, поскольку в пространстве свободы существует и ответственность, и контроль сообщества, и демократизм принятия и выполнения решений. Гуманная педагогика как раз создаёт такое дружное ответственное сообщество.

В свободном, демократически организованном образовании, где ребенок и взрослый – реальные субъекты собственных действий (и ни в коем случае – не объекты), возникает иная атмосфера общения и взаимодействия, основанная на сотрудничестве в ситуации здесь и теперь. Приоритетным является интерес или потребность ребенка, и это – третья особенность гуманной, понимающей педагогики, которая возможна только в пространстве свободного самоопределения, когда ребенок развивается вместе с его чувством свободы. Тем и отличались известные педагоги, что у них получалось естественное соединение свободы в организации уклада и сотрудничества во взаимоотношениях с детьми.

Чем меньше свободы предоставляется и обеспечивается, чем меньше ребенок принимается как личность и субъект собственной деятельности – тем более авторитарно воспитание и принудительно обучение. Великие педагоги сумели реализовать на практике закон свободного воспитание – обеспечения свободы на основе норм прямой демократии, что помогает организовать свободное пространство саморазвития каждого в сотрудничестве на основе демократических норм со=управления детей и взрослых и посильного участия каждого в соуправлении, а не разделения детей на актив и пассивную массу.

В открытой школе действуют демократические принципы:

  • либерализма – признания свобод личности как наиболее ценных для развития каждого из членов сообщества и школы в целом;
  • консенсуса – совместности выработки и согласования позиций всех групп, принимающих консолидированное решение; признания и учета мнения меньшинства при выработке решений;
  • плюрализма – признания разнообразия мнений, позиций, интересов, сообществ как базы соуправления;
  • открытости – публичности всех форм взаимодействия детей и взрослых, прозрачности в принятии и выполнении решений;
  • гласности – обсуждения всех вопросов, информирования о жизнедеятельности сообщества, общественной детско-взрослой экспертизы, доступности информации по всем направлениям деятельности;
  • добровольности – осознанного участия детей в жизнедеятельности сообщества на основе собственного выбора и инициативного включения в выполнение решений.

Соуправление – модель совместного, публичного принятия и выполнения управленческих решений, в этих процессах принимают участия все субъекты образования на паритетных началах. В соуправлении реализуются принципы их партнёрства и сотрудничества. Органы соуправления создаются в целях:

  • наилучшего функционирования школы как сообщества равноправных субъектов и повышения качества школьной жизни;
  • обеспечения прав личности в образовании (ребенка, родителя и учителя);
  • укрепления мотивации их активной деятельности;
  • развития открытого детско-взрослого сообщества средствами выработанных в школе механизмов реализации этих прав.

Проблемы расширения участия родителей в делах школы можно решить, обеспечивая их участие в структуре школьного соуправления/самоуправления и опираясь на уже существующие документы. В первую очередь это относится к основному органу соуправления образовательного учреждения (школьному совету), в работе которого принимают участие наравне учащиеся, педагоги и родители.

В Школьный совет избираются дети и взрослые на пропорциональной основе. Количество детей в совете должно превышать количество взрослых. Это сделает его деятельность более понятной для детей и близкой их интересам, а детей более активными (если они сидят среди подавляющего количества взрослых, то чаще всего молчат). Если Школьный совет наделен реальной властью, то дети на деле понимают, что многое зависит от их участия. Если в его работе реализуются принципы прямой демократии, то большинство детей непосредственно через Совет приобретает опыт законотворческой и организационной деятельности и демократического поведения.

Школьный совет правомочен ставить и решать любые финансовые, организационные вопросы в рамках соуправления образовательным учреждением, в том числе и вопросы контроля качества образования, качества школьной жизни, развития образовательных программ. Дети и взрослые могут выносить на Совет любые интересующие их вопросы и принимать коллективные решения, что будет иметь решающее значение для укрепления атмосферы сотрудничества в детско-взрослом сообществе.

Задачи повышения качества образования и качества школьной жизни свидетельствуют о том, что необходимо последовательное упрочение демократических начал жизни школы, в частности:

  • создание более полных условий для реализации прав детей, учителей и родителей в школе;
  • обеспечение расширенного и постоянного участия детей в соуправлении;
  • отход от бюрократизации управления школой, так как бюрократические преграды – одна из причин многих негативных явлений в образовании;
  • преодоление огосударствления (этатизации) сферы образования;
  • защита школ от излишнего контроля, который снижает их возможности в организации разносторонней социально-культурной деятельности с детьми;
  • расширение самостоятельности школ; обеспечение их права выбора собственной организации образования и соуправления.

Основная идея соуправления – совместная демократическая самоорганизация жизнедеятельности школы и полное использование самими родителями тех прав и возможностей, которые заложены в Законе РФ «Об образовании» и актах о местном самоуправлении. Значительную роль в обеспечении прав детей и родителей играют их договорные отношения со школой, в которых проговариваются формы их взаимодействия с педагогами и администрацией, для чего необходимо:

  • построение реальной договорной модели сотрудничества с детьми и родителями;
  • организация разнообразной проектной деятельности в разновозрастных группах;
  • обеспечение условий для активного участия родителей и детей во всех школьных делах и культурных проектах.

Советы родительской общественности, родительских конференции и собрания разного уровня (если их организовывать не формально, а создать условия для того, чтобы они действительно стали трибуной открытого диалога) могли бы давать рекомендации по развитию открытого образования и повышения качества школьной жизни.

Конструктивный диалог между представителями школы, гражданского общества и государства возможен. При этом задача реконструкции управления состоит не том, чтобы «прописать» в некотором положении «разделение контрольных функций», а в том, чтобы в каждой школе практически связать усилия детей и взрослых на основе их реальной заинтересованности в развитии образования.

От государственно-общественного управления к общественно-государственному

В системе образования осуществляются два типа управляющего взаимодействия основных субъектов – государства и гражданского общества – в определении и проведении образовательной политики и решении задач управления в сфере образования. Различие типов взаимодействия зависит от доминирования в них первых или вторых структур.

Одна из задач демократизации управления состоит в том, чтобы создать все условия для конструктивного диалога и соединить усилия школы, гражданского общества и государства в решении актуальных вопросов. Взаимодействие осуществляется в каждой школе на основе её самостоятельного выбора модели соуправления. Механизмом изменения станут не особые разрешительные (со стороны государства) нормы и положения, а конкретное (материальное или финансовое) поощрение тех школ, где продуктивное взаимодействие наиболее развито.

Общественно-государственное управление – управленческая деятельность, осуществляемая структурами гражданского общества – добровольно сформировавшимися объединениями, ассоциациями, организациями, добровольными сообществами граждан, проводящих образовательную политику на основе демократических процедур соуправления. При общественно-государственном управлении школа получает культурно-образовательную автономию, которая основывается на:

  • обеспечении широкого круга прав и свобод детей и взрослых в сфере образования;
  • участии детей и взрослых в различных органах школьного соуправления и местного самоуправления;
  • признании их права участвовать в обсуждении, инициировании предложений и принятии решений в рамках деятельности органов школьного соуправления и местного самоуправления;
  • свободном выражении и учете мнений;
  • регулярной смене (ротации и кооптации) представителей субъектов образования в органах самоуправления и соуправления.

Доминирование общественно-государственных форм управления создаёт условия для:

  • проявления высокой активности членов сообщества и их заинтересованности в участии в деятельности;
  • самоорганизации сообществ;
  • действия процедур, как прямой демократии, так и представительной демократии, основанной на выборах.

Родители, учащиеся, учителя, администрация школы, управленческие структуры и общественность разного уровня имеют равное право участвовать в принятии решений на первичном уровне управления в сфере образования, в конкретных формах деятельности на основе собственного выбора.

Реально существующее взаимодействие родителей и педагогов редко выходит на уровень сотрудничества или партнёрства, одной из форм которого является общественная детско-взрослая экспертиза.

Детско-взрослая экспертиза универсальна и помогает анализировать и определять перспективы школьного управления, содержания учебных программ и проектов, организации школьной жизни и развития детско-взрослого сообщества. Цели экспертизы – анализ исходной ситуации, совместное определение задач развития, планирование направлений работы, построение реальной договорной модели сотрудничества, выдвижение задач проблемных и творческих групп, разработка правовой основы реализации планов.

Экспертиза не сводится к проверке или сугубо внешнему контролю. Экспертиза – это совместная деятельность детей и взрослых, включающая: исследование существующей практики, широкое обсуждение проблем и актуальных точек роста, публичную выработку экспертного заключения и связанных с ним решений и организацию новых форм взаимодействия в целях их выполнения. В качестве примера сошлемся на опыт авторской «школы самоопределения» А.Н.Тубельского.

Критерии для экспертизы деятельности совета школы:

1. Мера демократии:

  • открытость высказываний и свобода слова,
  • наличие соуправления,
  • возможность самоопределения в выполнении функций,
  • выборность (процедуры и характер).

2. Мера выборов – каждый имеет право избираться и быть избранным независимо от статуса:

  • самовыдвижение,
  • открытое планирование,
  • тайное голосование,
  • равное использование СМИ.

3. Мера планирования:

  • открытое планирование,
  • проектирование,
  • широкое обсуждение планов,
  • рассмотрение индивидуальных программ,
  • возможность свободного высказывания,
  • интерес учащихся к планированию.

4. Проблемы:

  • отсутствие открытой оппозиции,
  • неполная реализация проектов,
  • проблема преемственности.

Обязательно фиксируется расхождение мнений при обсуждениях в группах («частные мнения»), например: «Нет чёткой границы права и вседозволенности», «Есть свидетельства невоспитанности учащихся», «Всё хорошо и проблем нет», «Нужен закон о посещении совета».

Становление демократического опыта детей

Движение демократических школ в России еще не получило широкого распространения, хотя некоторый прогресс всё же заметен. Причин слабого развития демократических норм в образовании несколько. Среди них: жесткие механизмы управления в системе образования в целом, узкое понимание характера демократических норм в образовании в среде исследователей и преподавателей вузов. В результате в педагогическом сообществе распространены авторитарные взгляды и слабы традиции демократического поведения детей и учителей.

Дети впервые способны ощутить демократию в классе и в общешкольных сообществах, если им удастся услышать и принять мнения других детей и взрослых. Знакомство с позицией разных групп внутри школьного сообщества, выработка решения и общее участие в его реализации – существенный вклад в практическое освоение детьми норм демократии. Стиль общения учителей и детей в классе, этос школы (её уклад) помогают поддержать гражданское сознание, а участие в демократическом действии укрепляет веру в демократические ценности. Прямая демократия – гарантия развития открытой школы.
Для этого необходимы следующие принципы и условия:

  • Способность к самоорганизации как замечательное культурное качество каждого сообщества, отвергающее необходимость громоздкой композиции самоуправления вшколе.
  • Совместное принятие любых решений, что хлопотно для администрации, зато обладает эффективным воспитательным воздействием.
  • Ответственность возлагается добровольно, что позволяет определить, станет ли задуманное дело принудительно-формальным или действительно интересным для всех
  • Если лидер есть – хорошо, но если его нет – ещё лучше. Парадокс состоит в том, что школа не должна специально растить лидеров (= будущих функционеров и начальников). Она призвана культивировать активистов, радостно выполняющих ту работу, которая значима и интересна для них!
  • Со=управление эффективнее, чем самоуправление. При со=управлении дети и взрослые находятся в естественной позиции партнёров, равноправных коллег. Если же самоуправление разделено на разные уровни и ветви (ученическое, родительское, учительское), то детям и взрослым сотрудничать труднее.
  • Сменяемость и ротация – для всех. Прямая демократия хороша тем, что в самоорганизации и со=управлении участвуют все и постоянно. Массовость участия детей и педагогов в жизни сообщества идёт не от количества органов самоуправления, а от открытости всех дел и от постоянной «текучести кадров», что и позволяет практически каждого научить нормам самоорганизации.
  • Открытость и гласность дают возможность каждому присоединиться к обсуждению и включиться в деятельность на любом её этапе. Это не требует специального разделения исполнительских обязанностей и функций контроля, не предполагает создания соответствующих органов управления в школьном сообществе.
  • Меньшинство не подавляется большинством, а все споры и разногласия разрешаются путём соглашения и договора. Школьное сообщество живёт в условиях толерантности, доверия, эмпатии и взаимопомощи. Уважение позиции другого приучает детей к разрешению конфликтных ситуаций ещё до стадии их перехода в неуправляемые баталии.
  • Ситуация выбора – универсальная образовательная ситуация. Обсуждение проблемы выбора и рефлексия своего выбора помогает ребёнку осознать свои возможности. В этом смысле в тех школах, которые целенаправленно создают многочисленные ситуации выбора для детей и взрослых, складываются более разнообразные условия для развития. Учитель же, обеспечивая выбор ученику, думает о том, настолько он свободен в собственном выборе. Тот же вопрос встаёт и перед директором: если учителю обеспечено право выбора, то такое право надо обеспечить и школе.

Игры в демократию начинаются тогда, когда в школе сверху вводятся органы отдельных ветвей самоуправления, подконтрольные администрации, а детям позволяют проводить «День самоуправления». Это неизбежно формирует искажённое представление о том, как надо организовывать детское сообщество, и что оно реально может. Демократическое соуправление способно превратиться в форму социальной мимикрии. Эта распространённая модель построения самоуправления выступает как средство бездумного использования системы государственного управления. Социальная мимикрия возникает тогда, когда структура самоуправления в школе копирует существующие государственные структуры, например, начинают действовать своё «правительство», свои «министры» и т.п. Так строится управляемая сверху «демократия». Эти половинчатые модели приводят часто к изначально ограниченной демократии, а дети превращаются в маленьких бюрократов-чиновников, познающих способы борьбы за власть, но не постигших сути и не имеющих никакого опыта демократического действия.

Нормами реальной демократии должны быть иные качества жизнедеятельности и уклада школы. В условиях прямой демократии дети привыкают слышать голос другого, разделять ответственность, а не пользоваться ею, как часто бывает в случаях, когда один ребёнок долго «тянет» какую-либо функциональную обязанность, получая при этом «льготы». Участвуя в соуправлении, они создают открытое сообщество, которое способствует успешной образовательной, социально-практической и культурной деятельности каждого ребенка, его самоопределению, самореализации и саморазвитию.

1 Крылова Ната Борисовна – кандидат философских наук, сотрудник РАО, главный редактор журнала «Новые ценности образования»/New Educational Values».
Daksh Malhotra (Feb. 22, 2018)
Best whatsapp groups and thankyou for sharing this whatsapp group link whatsapp group links
Jyoti Khurana (Jan. 30, 2018)
Rose Day Funny Quotes Rose Day Love Quotes Rose Day Status Rose Day Quotes Rose Day Wishes Rose Day SMS Rose Day Wallpaper Rose Day Messages Rose Day Pics Rose Day Hindi SMS Rose Day Images Whatsapp Rose Day Cute SMS Propose Day Hindi SMS Propose Day SMS Propose Day Marathi SMS Propose Day Funny Quotes Propose Day Messages Propose Day Romantic SMS Propose Day Wishes Propose Day Wallpaper Propose Day card Propose Day Cute SMS Propose Day Pic Propose Day Shayari Propose Day Quotes  Propose Day Images Chocolate Day Quotes Chocolate Day Messages Chocolate Day Status Chocolate Day Love Quotes Chocolate Day SMS Chocolate Day Wishes Chocolate Day Hindi SMS Chocolate Day Celebration ideas Chocolate Day greetings images Chocolate Day Funny Quotes Chocolate Day Wallpaper Chocolate Day Pic Chocolate Day Images Teddy Day Messages Teddy Day Quotes Teddy Day Hindi SMS Teddy Day Status Teddy Day SMS Teddy Day Wishes Teddy Day Love Quotes Teddy Day Cute SMS Teddy Day Pic Teddy Day Funny Quotes Teddy Day Wallpaper Teddy Day Images Promise Day Cute SMS Promise Day Funny Quotes Promise Day Pics Promise Day Wallpaper Promise Day Quotes Promise Day Hindi SMS Promise Day Love Quotes Promise Day Messages Promise Day SMS Promise Day Status Promise Day Wishes Promise Day Images Hug Day Facebook Wishes Hug day Funny SMS Hug Day Hindi SMS Hug Day Images Hug Day Messages Hug Day Quotes Hug Day Status Hug Day Pics Hug Day SMS Hug Day Images Hug Day Wallpaper HD Hug Day Cartoon Images Kiss Day Funny Quotes Kiss Day Wallpaper Kiss Day Pics Kiss Day Hindi SMS Kiss Day Love Quotes Kiss Day Quotes Kiss Day SMS Kiss Day Messages Kiss Day Cute SMS Kiss Day Status Kiss Day Wishes Kiss Day Images Valentines Party ideas Valentines Day Clipart Valentines Day activities Valentines Day Centre Valentines Day History Valentines Day Images Valentines Day Pictures Valentines day Wallpapers Valentine Day Jokes in Hindi Valentine Day SMS Valentines Day Messages Valentines Day Decorations Valentines Day Quotes Valentines Gifts Valentines day Card
shane (Jan. 18, 2018)
xukaimin (Jan. 16, 2018)
2018.1.17xukaimin

the north face

kobe 10

air jordan

ugg

nike air max

oakley sunglasses

oakley

north face pas cher

louboutin

vans

uggs outlet

michael kors outlet

thomas sabo

kobe 9

fivefingers

bottes ugg

oakley vault

michael kors outlet

oakley sunglasses

rolex watches

michael kors outlet

the north face

north face outlet

ferragamo

pandora

nike free

ray ban

tommy hilfiger

nike tn

nike air

mizuno wave

adidas superstar

moncler jackets

beats by dre

sac guess

rolex watches

nike outlet

asics

coach factory outlet

michael kors

adidas trainers

lebron james shoes

baseball bats

canada goose

michael kors

nike blazer

mac makeup

dansko shoes

air max

longchamp

michael kors outlet

oakley sunglasses

dolce and gabbana

swarovski

omega watches

hogan

air max

hermes

pandora

timberland

ralph lauren uk

ugg outlet

ray ban

swarovski

adidas zx

insanity

timberland boots

ralph lauren outlet

jordan

ferragamo

louboutin

hollister

jordans

michael kors outlet

flip flops

coach outlet

montre pas cher

ray ban

roshe run

canada goose jackets

lebron 11

adidas

nike air force

instyler ionic styler

moncler

nike roshe run

kevin durant shoes

free run

juicy couture

red bottoms

moncler outlet

montblanc

timberland shoes

canada goose

nike air max

birkin bag

celine

true religion outlet

ugg boots

canada goose

flip flops

replica watches

prada

true religion jeans

ralph lauren

nike shoes

cheap air jordan

giuseppe zanotti

longchamp

kate spade

pandora jewelry

mac cosmetics

mac makeup

louboutin pas cher

christian louboutin

vans shoes

ralph lauren

roty burch outlet online

stuart weitzman

longchamp

nike free

nike store

pandora charms

ugg australia

ugg boots

mont blanc

new balance

chi flat iron

oakley vault

polo ralph lauren

air max

true religion

nike free

pandora jewelry

ghd

nike mercurial

nike store

moncler

converse

juicy couture

christian louboutin

polo ralph lauren

true religion outlet

louboutin

true religion jeans

oakley sunglasses

cheap nfl jerseys

nike free

roty burch outlet

nike store

herve leger

lebron shoes

reebok

vans shoes

hollisterco

ugg boots

oakley

ugg

michael kors outlet

moncler

marc jacobs

parajumpers

soccer shoes

michael kors

links of london

true religion jeans

montre

supra

oakley

air max

guess

new balance trainer

cheap uggs

ralph lauren

oakley sunglasses cheap

hollister

uggs

jordan retro

sac longchamp

ugg australia

ugg

salomon shoes

coach outlet store online

timberland boots

hollister

beats by dre

longchamp handbags

nike roshe run

air jordans

moncler jackets

nike air max

asics

louboutin

ray ban

balenciaga

burberry outlet store

pandora charms

barbour

longchamp

nike free run

ray ban sunglasses

vanessa bruno

new balance

ray ban sunglasses

ed hardy

kate spade outlet

burberry outlet

tods

sac michael kors

nike air

louboutin

juicy couture outlet

ugg boots

nike air force

polo ralph lauren

ray ban

ray ban sunglasses

coach purse

converse

huarache

canada goose jackets

michael kors canada

hollister

air max 95

adidas uk

roshe run

burberry outlet online

new balance

oakley vault

michael kors handbags

ugg boots

hogan outlet

roshe run

marc jacobs

mulberry outlet

ray ban sunglasses

jordan shoes

burberry outlet

vans

jordan

nike

north face

sac burberry

bcbg max

ray ban sunglasses

beats headphones

wedding dresses

mizuno running shoes

nike shoes

michael kors outlet

michael kors outlet online store

canada goose outlet

tommy hilfiger

moncler

polo lacoste

oakley sunglasses

converse

swarovski uk

rolex

nike air max

soccer jerseys

fendi

uggs outlet

jordan

puma shoes

wedding dresses

moncler

nike roshe run pas cher

nike blazer pas cher

air max 2017

coach outlet online

kate spade outlet

wedding dresses

north face

air max

valentino

ugg

cheap ugg boots

cheap nfl jerseys

ray ban outlet

canada goose

uggs outlet

ralph lauren outlet

timberland

rolex

tommy hilfiger

converse

guess

ugg boots

mulberry

flops

reebok

michael kors

swarovski

hollister

hermes outlet

hollister

asics

canada goose

Alanwalker (Jan. 15, 2018)

Alanwalker (Jan. 15, 2018)
very nice post, i definitely really like this amazing site, persist in it cannabis oil capsules for sale
Sophia William (Jan. 14, 2018)
Contact us if you are looking for affordable car locksmith near me. Our 24 Hour Car Locksmith are well-prepared, trained, and constantly up to date with the latest advancements and techniques in the industry. Our technicians are making full use of these new practices on a daily basis. Our Fast Residential Locksmith knowledge is prestige and we take pride in our product selection. A local Cheap Emergency Locksmith at your side within half hour.
Really (Jan. 12, 2018)
WOW (Jan. 12, 2018)
http://happyvalentinedaywishes.com
Valentines (Jan. 12, 2018)
Alanwalker (Jan. 10, 2018)
This has to be one of my favorite posts! And on top of thats its also very helpful topic for newbies. thank a lot for the info! reviews on phen375
Alanwalker (Jan. 09, 2018)
i just thought that queen latifah is one of the best comedians out there, she is really funny“ www.123moviess.biz
Alanwalker (Jan. 08, 2018)
Hello, Neat post. There’s a problem together with your site in internet explorer, would check this¡K IE nonetheless is the marketplace leader and a huge component of people will miss your excellent writing because of this problem. Prishtina Travel sofa websites
Alanwalker (Jan. 07, 2018)
It’s really a cool and useful piece of info. I’m glad that you simply shared this useful information with us. Please stay us informed like this. Thank you for sharing. portable chargers
Alanwalker (Jan. 06, 2018)
Hello there, I discovered your site by the use of Google even as looking for a similar topic, your web site came up, it seems great. I have bookmarked it in my google bookmarks. breast enhancement pills that work fast
Alanwalker (Jan. 05, 2018)
Some genuinely nice and utilitarian info on this web site , likewise I think the layout has fantastic features. executive protection service
Alabama vs Georgia (Jan. 04, 2018)
Alabama vs Georgia (Jan. 04, 2018)
Alabama vs Georgia (Jan. 04, 2018)
Alabama vs Georgia (Jan. 04, 2018)
Alabama vs Georgia (Jan. 04, 2018)
Alabama vs Georgia (Jan. 04, 2018)
Alabama vs Georgia (Jan. 04, 2018)
Alabama vs Georgia (Jan. 04, 2018)
Alabama vs Georgia (Jan. 04, 2018)
Alabama vs Georgia (Jan. 04, 2018)
Alabama vs Georgia (Jan. 04, 2018)
Alabama vs Georgia (Jan. 04, 2018)
Alabama vs Georgia (Jan. 04, 2018)
Alabama vs Georgia (Jan. 04, 2018)
https://alabamavsgeorgia.net/ Alabama vs Georgia
IPL 2018 Live Streaming (Jan. 03, 2018)
Looking for IPL 2018 live stream? Read our article and check out where you can watch biggest Cricket events live, for free! IPL Live Streaming 2018 IPL 2018 Live Streaming
jinyizhixia (Jan. 02, 2018)

nike free run

nike kyrie 3

adidas shoes

jordan shoes

pandora charms

cartier love bracelet

yeezy boost 350 v2

nike air force 1

pandora jewelry

adidas gazelle sale

lebron james shoes

nhl jerseys

adidas stan smith women

nike huarache

adidas tubular

air max 90

kobe shoes

kate spade outlet

nike dunk low

nike air max95

kobe 9

hermes belt

ysl handbags

prada eyeglasses

nike air force

curry 4

christian louboutin

adidas yeezy

michael kors handbags

adidas superstar UK

lacoste polo

pandora jewelry

curry 4

hogan outlet online

lebron 13

nike mercurial

cheap nfl jerseys china

nike air zoom

air jordan

nike air max 2016

michael kors factory outlet

jordan 4

balenciaga sneakers

calvin klein underwear

adidas eqt

adidas yeezy boost

nike huarache

adidas stan smith uk

hermes belts

supreme clothing

cheap jordan shoes

adidas outlet online

nike mercurial vapor

curry 3

balenciaga shoes

air jordan 6

adidas store

basketball shoes

kate spade outlet online

adidas superstar

lebron 15

gucci belt

cheap mlb jerseys

kobe 9

lacoste outlet

cheap jordans

curry 2

adidas neo

longchamp bags

kobe byrant shoes

goyard tote

bape hoodie

led light up shoes

michael kors outlet

lebron 13 shoes

yeezy boost 350 v2

yeezy boost 350

huaraches

adidas ultra boost

fitflops sale clearance

air force ones

adidas nmd

air jordan 11

lebron 14

supreme hoodie

vans shoes

adidas stan smith

yeezy boost

james harden shoes

yeezy boost

nike air max 2018

nike air max 2017

yeezy boost

nike air max 90

nike air max 90

longchamp handbags

nike air zoom structure 19

ferragamo belt

adidas nmd r1

led shoes

lebron 15

jordan retro

longchamp bags

links of london sale

nmd

adidas gazelle

lebron 13 low

hermes belt

michael kors outlet handbags

vans store

adidas nmd

nike roshe run one

golden goose

christian louboutin shoes

adidas outlet

goyard handbags

jordan 6

adidas neo online shop

nike roshe run

vibram fivefingers

hermes belts

chrome hearts

michael kors outlet

adidas superstar

yeezy shoes

yeezy

kyrie 3

yeezy

nike huarache

adidas ultra boost

adidas nmd

kobe shoes

yeezys

dior sunglasses

harden shoes

nmd

true religion jeans

light up shoes

jordan retro

michael kors outlet

air max 2018

yeezy boost

jordan retro

lebron 15 shoes

light up shoes

adidas tubular x

air jordans

converse outlet store

hermes belt

atlanta falcons jersey

christian louboutin shoes

longchamp handbags

yeezy

nike lebron 15

ultra boost

tom ford glasses

nba jerseys

falcons jersey

jordan 12

nike air force

air jordan

under armour curry 3

michael kors handbags

adidas ultra boost

cheap nhl jerseys

longchamp

nike roshe one

jordan shoes

moncler jackets

adidas yeezy

converse shoes

longchamp

michael kors purses

yeezy boost 350 v2

nike air force 1 low

huarache shoes

golden goose outlet

nike lebron 14

air max 90

goyard handbags

michael kors

reebok outlet

michael kors outlet online

converse outlet

hermes birkin

hermes handbags

true religion jeans

kyrie 4

patriots jerseys

adidas yeezy

moncler outlet

nike dunks

timberland outlet

adidas online shop

kobe sneakers

yeezys

vans shoes

true religion

curry shoes

yeezy sneakers

fitflops sale

yeezy shoes

birkin bag

michael kors handbags

stephen curry shoes

cheap jordans

gucci belts for men

jordan shoes

real jordans for sale cheap

yeezy boost 350

adidas nmd

kevin durant shoes

adidas nmd

foamposites

air max 95

nike basketball shoes

air jordan 12

curry 3

yeezy shoes

balenciaga sneakers

nike polo

air max

supreme clothing

yeezy

hermes birkin

kd shoes

cheap jordans

adidas ultra boost 3.0

moncler outlet

cheap jordans

chrome hearts outlet

adidas stan smith

jordan shoes

basketball shoes

adidas outlet

kyrie irving shoes

adidas tubular UK

nfl jerseys

vans outlet

nike air max 90

kobe 11

longchamps

golden goose sneakers

huarache shoes

links of london

jordan shoes

pandora bracelet

lebron shoes

vanvan cleef and arpels

longchamp longchamps

cheap nba jerseys

true religion outlet

retro jordans

roshe run

cheap nfl jerseys

lacoste online shop

nike air force 1 high

new england patriots jerseys

calvin klein outlet

longchamp bags

gucci belts

timberland shoes

irving shoes

jordan retro 13

tory burch shoes

golden goose

yeezy boost 350 v2

ultra boost 3.0

longchamp handbags

retro jordans

tom ford sunglasses

pandora charms

kobe byrant shoes

moncler

longchamp outlet

michael kors outlet

hermes bag

yeezy shoes

adidas eqt support adv

chrome hearts online

jordan 13

nike zoom

yeezy shoes

chrome hearts

yeezy boost 350

air max 90

tory burch shoes

adidas tubular

adidas tubular

nmd r1

Atoren (Jan. 02, 2018)

Alanwalker (Dec. 29, 2017)
I went over this website and I think you have a lot of excellent information, saved to fav (:. marketing 1 on 1
Alanwalker (Dec. 29, 2017)
I went over this website and I think you have a lot of excellent information, saved to fav (:. marketing 1 on 1
Alanwalker (Dec. 29, 2017)
I went over this website and I think you have a lot of excellent information, saved to fav (:. marketing 1 on 1
WATCH DUBBED ANIME ONLINE (Dec. 28, 2017)
Nice post Thanks for sharing this awesome post DUBBED ANIME
adam (Dec. 27, 2017)
What's Going down i am new to this, I stumbled upon this I have discovered It positively useful and it has aided me out loads. I am hoping to contribute & aid different users like its helped me. Great job. Australian Open Live 2018 Australian open 2018 Results royal rumble 2018

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum