15/12/2013
Целью данной статьи является краткий обзор деятельности организации, известной под названием Кемпхилл Хадсон. Когда в прошлом сентябре на севере штата Нью-Йорк проводился первый российско-американский круглый стол по проблемам оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, Хадсон выступал в качестве одной из главных принимающих сторон, а принадлежащий нам Центр социальных искусств Солярис служил базой для разных видов деятельности – ежедневных встреч, разговоров, презентаций, приемов, приготовления пищи и многого другого. Заключительный вечер по итогам круглого стола, также проведенный в Солярисе, надолго запомнится всем присутствующим, поскольку он стал живым примером того, что обычно происходит в нашем центре, и чем Солярис отличается от других подобных мест – здесь приветствуют установление доброжелательного диалога, наполненного предвкушением радости партнерства и постоянной трудной работы познания и знакомства с миром и друг с другом.
Кемпхилл Хадсон воплощает в себе «городской образ» объединения социально ответственных людей, собравшихся в свое время вокруг личности выдающегося доктора Карла Кенига2, чья жизнь и судьба привели к идее и практике «лечебной работы». 1927 год – отправной пункт в карьере Кенига, когда он приступил к деятельности в Клиническом терапевтическом институте в городе Арлезайме, в Швейцарии. Там же он познакомился со своей будущей супругой и соавтором Тиллой Маасберг, и там же произошло еще одно событие, которое определило дальнейшую судьбу Кенига – он побывал в «Адвентистском саду». Это своеобразный праздник для детей, где каждый движется по спирали, неся в руках горящую свечу. Затем каждый помещает свою свечу в зелени спирали и отправляется в обратный путь. Все происходит в полной тишине и сопровождается легкой музыкой, исполняемой на лире или на арфе. По мере установления каждой новой свечки, сад все лучше освещается.
В той игре, свидетелем которой стал Кениг, участвовало много детей с тяжелыми нарушениями здоровья. Спустя короткое время доктор написал следующие строки: «Именно тогда я пришел к выводу о необходимости посвятить свою жизнь заботе о жизни и здоровье этих детей. Именно тогда я дал себе зарок – построить холм с большой свечой на вершине, которая бы освящала путь детям с тяжелыми недугами, помогала бы им обрести надежду и способность зажечь свои собственные свечи, так чтобы их огонь добавлял и помогал сиянию» (Из: Lindenberg in Pietzner, 1991).
Кристоф-Андреас Линденберг так описывает разворот последовавших далее событий: «В течение семи лет Карл и Тилла Кениг трудились над созданием нового «лечебного дома» под названием Пилгремшейн в Силезии для детей с ограниченными возможностями здоровья. В дело вступила сама судьба, и в результате недель, проведенных в упорном труде в Швейцарии, появилась жизнь, полностью посвященная детям, которым требовался специальный уход, и взрослым, нуждавшимся в интеграции» (Lindenberg in Pietzner, 1991, с. 24).
Однако, историческая обстановка и политический климат Европы положили конец этому начальному этапу деятельности в Силезии. Потребовалось провести еще два года в Вене, в течение которых вокруг Кенига сформировалась группа преданных делу и доктору молодых людей. Чуть позже им пришлось разойтись в разных направлениях, когда возникла острая необходимость бежать из Европы. Рассмотрев разные варианты, пришли к выводу, что надо уезжать в Англию, а из нее – в Шотландию, которая и стала местом сбора и продолжения работы группы. Именно эти, разные по происхождению, но одинаково мыслящие и нацеленные на совместную работу молодые люди стали основателями Кемпхилльского движения в Шотландии. Очень трогательно звучит словесный портрет доктора Кенига, одиноко встречающего Рождество в маленькой комнатке в Лондоне в 1938 году. На тот период его прежде всего заботит, смогут ли его коллеги приехать в Англию и удастся ли им всем вместе донести свои идеи и работу до широкого круга лиц во всем мире. А на столе перед Кенигом одиноко горит свеча.
…Церемония открытия первого Кемпхилльского сообщества состоялась 28 мая 1939 года в Аберденшире. Посеянные семена дали замечательные всходы, и к настоящему моменту в мире насчитывается более 100 разных Кемпхилльских объединений в 22 странах.
К 1964 году Кемпхилл был достаточно развит и процветал. Выступая перед собравшимися на открытии Кемпхилльской школы Фюренбуль вблизи озера Констанц в Германии доктор Кениг сказал: «Нам нужно снова объединиться в сообщества, но не в силу родственной принадлежности, а благодаря общей вере в духовные принципы, которые побуждают нас к этому объединению и работе на благо друг друга. Именно в таких сообществах можно организовать гармонию жизни взрослых и детей; серьезных и не столь значительных личностей; физически здоровых и не очень способных, но объединенных общей идеей взаимного уважения достоинства каждого человека. Только достигнув такого уровня отношений и стиля жизни сообщества, можно помочь детям и молодым людям осмыслить свое индивидуальное бытие, свой уникальный личностный мир и внести свой вклад в общее дело» (Karl König Archives).
На самом деле, чтобы по-настоящему постигнуть суть Кемпхилла, нужно или посетить одно их подобных мест, или поговорить с кем-то, кто там живет. Может там оказаться, что вы попадете в далекую деревню, где есть все необходимое для активной жизни – магазины, фермы, мастерские, культурный центр, библиотека, театр и даже кафе. Вы обнаружите там людей из самых разных сфер жизни. Некоторые могут добраться до работы или учебы пешком, некоторые направляются поиграть или на прием к врачу.
Отдельно стоит посетить «деревню», специально организованную для молодежи. Здесь вы познакомитесь с более молодым «населением» Кемпхилльского движения. Однако, и здесь можно будет встретить ферму и большой сад, а жизнь, скорее всего, будет богаче событиями и активнее. Вы услышите разговоры об учебных проектах, всемирной истории, экономике и мифологии. Чаще всего вам будут попадаться на глаза небольшие группы молодых людей, совместно выполняющих какой-то проект, вместе занимающихся приготовлением еды или пением.
В отличие от двух названных есть еще и «детские деревни», которые имеют свой особый дух и ритм. Дети от детсадовского возраста и молодежь, заканчивающая двенадцатый класс школ – все они вместе наслаждаются плодами «оздоровительной педагогики».
Однако, независимо от типа, кемпхилльские деревни принадлежат Всемирному движению Кемпхилл3 и отличаются общими ценностями, принципами и особым образом человеческой личности. Все описанные выше три типа отражают рост движения с момента его создания в период и после Второй мировой войны. Кемпхилл начинался с «детской деревни», но позже появилась необходимость создания деревень для взрослых, где была бы создана особая «оздоровительная среда», где каждый мог бы жить в соответствии с принципами уважения его свободы, достоинства и ответственности. Отдельно должны быть созданы условия для тех, кто уже вышел из детского возраста, но еще не стал полностью взрослым. И поэтому появились молодежные центры-деревни. В настоящее время возникают новые объединения – центры заботы о пожилых людях.
Доктор Кениг сформулировал три основных принципа, «которые являются основанием нашей жизни и формируют необходимую подоплеку нашей работы» (Konig in Pietzner, 1991, с.34). Один из вариантов формулировки этих принципов, предложенных Кенигом, звучит следующим образом: «Эти принципы тройственны по своей природе и по силе воздействия, и практически невозможно установить один или даже два, не прибегая к помощи всех трех. Они глубоко связаны друг с другом. Образуя триединство, они состоят из уважения к духовной и душевной природе другого человека, осуществления процесса внутреннего развития и установление подлинного сообщества (Ibid, c.34).
Памятуя о сказанном, я поговорю о первом принципе, а затем вернусь к деятельности Кемпхилл Хадсона и постараюсь показать ее сквозь призму этого принципа.
Итак, первый принцип Кемпхилла ставит в центр угла человеческое взаимодействие. Два человека встречаются и стараются «различить» друг друга – заглянуть в душу, увидеть ее вечное начало, понять суть и сущность этой души. Рудольф Штейнер в свое время написал стихотворение, которое посвящено верности, и в котором можно найти духовную картину поиска и постижения этого принципа.
Итак, Штейнер писал:
«Создайте для себя новое и более серьезное понимание верности.
То, что нам привычно преподносят как верность, быстро исчезает.
Пусть же вас постигнет другая верность:
Вы обретете новый опыт в общении с другим человеком, этот человек откроется вам как будто бы наполненный и озаренный архетипом своего духа.
Но случается и такое, когда человеческие существа поворачиваются к вам своей темной стороной, и это может длиться долго.
В такие моменты научитесь говорить себе: «Дух делает меня сильным. Я помню архетип, я однажды его видел, и потому никакие иллюзии и обман не заставят меня забыть об этом».Всегда боритесь за тот самый увиденный вами образ. Эта борьба и есть верность. Таким образом, выступая за верность, вы приблизитесь к другому человеку как будто бы ангелы-защитники распустят свои крылья над вами».
Я постоянно помню об истории с адвентистским садом и о том эффекте, который он оказал на доктора Кенига в 1927 году. Он зажег для него маячок надежды, где «каждое отдельное пламя вырастает в один общий источник света и сияет, освещая путь другим». Можно ли помочь другому человеку и разжечь в нем «это пламя»? Как суметь распознать свет в другом человеке даже в самые темные моменты его существования? Стихотворение учит – «дух делает нас сильнее», а для этого необходим духовный поиск, внутренняя работа души, молитва, медитация и совместное проживание в общине.
Пионеры Кемпхилльского движения взяли на себя эту серьезную задачу со всем присущим им энтузиазмом и доброй волей. С самого начала они сознавали, что совместное проживание в столь интенсивно сфокусированном варианте предполагает включение и использование всего спектра человеческих возможностей, высоких идеалов и менее привлекательных способов жизни. Была поставлена задача, как сбалансировать индивидуальные потребности с нуждами сообщества. Первая группа кемпхилльцев и их последователи, поддержанные личностью и учением доктора Кенига, многого достигли посредством работы души, учебы и труда на благо других. Были созданы и развиты разные способы поддержки индивидуальной и общей трансформации. Из всего многообразия способов в процессе времени выдвинулись наиболее результативные. Остальные были или отброшены, или модифицированы. Возникает чувство, что этот непрекращающийся поток исследований не только поддерживает сиюминутные потребности общины, но и подготавливает почву в решении социальных вопросов человечества и мира в будущем.
Залогом успеха этого процесса служит стойкая уверенность в необходимости признания внутреннего мира другого человека, во внимании «мелочам» и ежедневной рутине. Возникает потребность рассматривать каждое столкновение как священное, и тогда совместное проживание становится «социальным искусством», в котором каждый выступает как художник и создатель.
А теперь обратимся к деятельности Кемпхилл Хадсон, новейшей инициативы в рамках всего движения.
Кемпхилл Хадсон
Здоровую социальную жизнь можно создать только тогда, когда в зеркале души отдельного человека легко читается все сообщество в целом; равно как и в общине живет и здравствует добродетель каждого отдельного ее члена.
(Девиз социальной этики Рудольфа Штейнера)
Одним из ключевых видов деятельности Кемпхилл Хадсона являются общинные (совместные) обеды. Они становятся не просто практическим выражением существа движения, но и ярким подтверждением его первого принципа, о котором говорилось выше.
Мы устраиваем общие обеды каждый вторник, причем с момента открытия не пропустили ни одного. Меню простое – макароны и вкусный соус. В приготовлении пищи участвуют жители города Хадсона, но наиболее часто главную ношу в подготовке обедов несут на себе представители Кемпхилл Хадсона. Они же выступают и в качестве организаторов, кухонных работников, социальных «увеселителей», уборщиков, равно как и пиарщиков, приглашая городских представителей бизнеса. В течение нескольких месяцев такую роль исполняли представители молодежной секции из Кемпхилльской деревни Копек. Местные повара и заинтересованные в общении жители принимали участие в приготовлении пищи во время каких-то праздников или просто потому, что хотели сделать приятное окружающим. В свое время в городе была старая в смысле традиций столовая, где собирались представители разных слоев общества просто для того, чтобы вместе покушать и поговорить – это был поистине американский плавильный котел. Но столовой уже давно нет, и наши обеды практически взяли на себя ту же функцию. Если вы побываете у нас, то сможете познакомиться с этой традицией в реальной жизни.
В рамках подобного социального события множество факторов вступают в синергетическое взаимодействие, и обед служит для него лишь оболочкой. В ходе планирования и распределения обязанностей услуги каждого в равной степени ценны и незаменимы. Мы обращаем внимание на мельчайшие детали, например, как нарезать овощи и накрыть столы, как встретить гостей и поддерживать позитивный настрой, и безусловно, как убрать после их ухода. Прислушайтесь, и вы узнаете много интересного, услышите много новых историй. Это по-настоящему место, где царит высокое искусство под названием «Разговор».
Кемпхилл Хадсон практически полностью сросся с городом Хадсон, маленьким американским городком с одной шумной главной улицей и набором самых разнообразных социальных, культурных и религиозных мероприятий в округе и в целом, в графстве. Центр социального искусства Солярис, который мы уже ни раз упоминали, расположен как раз на главной улице. А внутри находится магазин сувениров, в основном выполненных руками жителей разных кемпхилльских деревень, расположенных в Северной Америке, и этот магазин замечательно вписывается в жизнь деловой главной улицы. Сюда часто заглядывают посетители, а значит, возникают дополнительные возможности для встреч. Каждый день здание наполнено жизнью…
Кемпхилл Хадсон организует разные виды деятельности, которые, с одной стороны, направлены на пять «селян» и работающих с ними сотрудников, но не ограниваются ими и постоянно приглашают сюда «селян» из других кемпхилльских деревень. Эта инициатива зародилась пять лет назад, когда небольшая группа перебралась из Копека в Хадсон. Так, зачинатели Кемпхилл Хадсона сумели сформировать личностные, рабочие и духовные взаимоотношения, которые и сегодня продолжают расти и развиваться. Хадсону принадлежит на данный момент два дома для совместного проживания, которые позволяют думать о будущем развитии и расширении числа «селян». Все связанные с Кемпхилл Хадсоном работники, помощники и волонтеры живут в городе неподалеку. Таким образом, вполне можно сказать, что город Хадсон стал нашей «деревней», наполненной реальными возможностями роста и развития. Местные художники, бизнесмены и представители других социальных организаций часто выбирают Солярис как идеальное место для проведения собраний, встреч и просто совместного отдыха. Кемпхилл Хадсон дружелюбно открывает им свои двери и обеспечивает питание. Сама пища органического происхождения, и в основном, произведена в местных условиях, и потому становится подлинной находкой для всех посетителей, которые обычно снова и снова возвращаются к нам. И если подумать, что Солярис открылся чуть больше года назад, то будет понятно, как многого мы сумели добиться, став за этот короткий срок центром разных видов активности для местного сообщества.
Кемпхилл Хадсон стремится к статусу организации, где все основные три принципа доктора Кенига переплетены между собой. В подтексте каждого организуемого вида деятельности, можно прочитать устремления Кенига к триединству следующих принципов – «уважения к духовной и душевной природе другого человека, осуществления процесса внутреннего развития и установления подлинного сообщества».
В заключение мне хотелось бы процитировать строки эко-психолога Теодора Рочака, который в поэтической форме передает квинтэссенцию философии Кемпхилл Хадсона.
Ты и я…
Мы повстречались как странники, и у каждого своя тайна внутри.
Мне трудно разгадать твою и вряд ли я смогу это полностью сделать.
Но я верю, что ты личность, наделенная всеми правами, и главными земными благами - красотой и ценностью.
Вот почему я обещаю тебе:
Я никогда не буду тебе ничего навязывать, но помогу тебе стать самим собой, не испытывая при этом стыда или страха.
Я сохраню для тебя место в мире и буду оборонять его и твое право находиться в этом месте.
И как бы долго не продолжалось твое путешествие в мире, ты всегда сможешь рассчитывать на мою поддержку.Теодор Рочак (цитируется З. Морено).
…Моя поддержка и моя верность.
Использованная литература
2 Подр. о Карле Кениге можно прочитать в книге: Ханс Мюллер-Видеманн. Карл Кениг. Биография среднеевропейца ХХ века. Изд-во "Духовное познание", 2007. (Прим. ред.).
3 О кемпхилльском движении можно узнать подробнее из книги: Вейс Томас Й. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики. М., 2005. (Прим. ред.).
Home | Copyright © 2023, Russian-American Education Forum